[Главная] [Хубсугул-2009] Главы [ 1 ][ 2 ][ 3 ][ 4 ][ 5 ][ 6 ][ 7 ][ 8 ][ 9 ][ 10 ][ 11 ][ 12 ]

Глава 11. Обратный путь. Непогода

Утром 12-го августа покидаем очередную гостеприимную стоянку нашего обратного пути. Нас провожают вездесущие чайки с гусями вперемешку.
Переплыли на полуостров в место нашей последней стоянки на нём. Похоже, после нас там уже побывали. Не задерживаясь, продолжили движение вокруг полуострова.

По дороге встречаются забавные мыски.
Вот мыс, похожий, то ли на кабана, то ли на льва с лесной гривой.
А этот мыс я назвал "плешивый ёжик". На подходе к нему нам повстречалась резинка с мотором, которую мы видели на турбазе, с пятью парнями. Привет цивилизации.

Вечером, когда мы уже стали на ночную стоянку, и на противоположном берегу слева завиднелся Ханх, туда прошёл большой катер. Попозже прошёл обратно.
Уже дома Сергей выяснил, что там был его знакомый с экспедицией одного из наших академических институтов. Тот был в курсе, что мы находимся где-то на озере, пытался высматривать берега, но нас не увидел.

Утро тринадцатого было мрачным и дождливым. По усиливающейся волне сниматься и двигаться дальше было нельзя.
Днём разъяснило, и, сквозь грибной мелкий дождик, над озером от берега до берега встала радуга, любоваться которой высыпали из палаток все мои дремлющие спутники.
При всей ляпоте несказанной, пришлось дать волне на успокоение ещё ночь.

На следующий день, выбрав очередной улов, не тратя времени на чистку рыбы и перебор сети, вышли по хорошей погоде. Ещё несколько славных местечек…
Травяной пень

… и мы подходим к северному заливу полуострова, в который не заходили на прямом пути.
На углу входа в залив торчит крупный камень, похожий издалека на бегемота.
Проходим глубже, чтобы посмотреть, как залив выглядит вблизи. Обогнём последний мысок, загораживающий обзор…

Красивый мысок оказался. С камнепадом и с болотцем.
Это вид на восточный берег.
Там оканчивается залив.
А туда нам надо переплыть.

Пока переплывали на материковый берег, началась сильная волна. За каких-то сорок минут перехода обстановка стремительно изменилась к худшему. Пришлось даже идти слегка полукругом, чтобы волна не била перпендикулярно в борт.

На той стороне оказалось большое луговое пространство до леса, которое пересекала параллельно берегу та самая конная тропа в несколько полос.
Едва мы успели перетащить бутор к деревьям и поставить палатки, начался дождь. О недавней хорошей погоде не напоминало ничто. Я опять вспомнил слышанные нами предупреждения о мгновенной смене ситуации на озере.

Пришлось ночевать здесь. Натянули тент, приготовили утренний улов. Ближе к вечеру по тропе в сторону Ханха проехали несколько конных монголов и даже один УАЗик. Надо же, оказывается, здесь можно заехать на соответствующей технике довольно далеко.
Каждый проезжавший сворачивал с тропы к нашему костру разглядеть, кто же там такой находится с палатками. В ответ на наше: "Санбайну!" гости радостно улыбались и восклицали "О! Санба!" Впрочем, дальше этого разговор не шёл.
Я обратил внимание, что лишь один из проехавших был одет в плащ с капюшоном. Остальные сидели на лошадях под дождём, одетые в национальную монгольскую одежду - халаты и шляпы. Интересно, насколько времени хватает в дождь толщины и плотности халата, пока его не пробьет вода?

На следующий день дождь не прекратился. Была суббота, в понедельник граница открывалась, резервы времени у нас были исчерпаны и, дождавшись к середине дня успокоения воды, мы снялись и поплыли.
В момент нашего старта дождь сменился градом. До свидания, лето!

Шли вдоль северного берега, практически повторяя все очертания, сильно резать глубокие губы опасались из-за ветра. Небольшая волна была попутна нам, впервые за весь поход, хотя весьма ощутимый ветер был встречный. Думаю, работал эффект инертности водной массы. Не успело раскачать в обратную сторону.
Из-за ветра к дождю и граду добавилась вода озера, и мы с Леной вымокли насквозь. На обед стали в низине, подобной Гусиным озёрам, не доплыв до них.
Сергей с Натальей были экипированы специальными дождевыми костюмами и сохранили тепло и мобильность. Пока мы, замёрзшие до крупной дрожи, переодевались в последнюю сухую одежду, они разогрели на газе обед.

Горная гряда, с Мунку-Сардык во главе, которую мы видели с Гусиных озёр залитой солнечным светом, сейчас в суровом мрачном одеянии.

Отсюда режем напрямую на восточный берег в сторону Ханха. Переход занял 2 часа 20 минут. Вскоре после выхода волна сменилась на встречную, сравнявшись с ветром. Последняя сухая одежда вымокла, пальцы рук окоченели. Тем не менее, весь этот экстрим неожиданно закончился, когда нам осталось до берега минут пятнадцать. Выходили на сушу уже при полном отсутствии волны и ветра. Вот ведь, б…благодать какая!
А в горах вовсю поливает…

Панорама вечернего вида с нашей последней стоянки. Дальний мыс слева скрывает нашу турбазу. Дождя нет, но небо затянуто, горы северного берега закрыты тучами. Частично видна Мунку-Сардык, крайняя справа.