[Главная] [Ока Саянская -2013] Главы [ 1 ][ 2 ][ 3 ][ 4 ][ 5 ][ 6 ][ 7 ][ 8 ][ 9 ][ 10 ][ 11][ 12][ 13][ 14]

Глава 9. Пороговый денёк

4-го августа снимаемся с места. На завтрак у нас рис, скумбрия от вчерашнего масла, остаток грибов и случайно уцелевший последний хвостик солёного хариуса. Чай, печенье, плюшки от старушки.

Впервые натянул на себя гермокостюм. Сверху водоотталкивающая одежда и "спасательное снаряжение". Вот так я пойду через пороги. Наверное, я первый, кто сплавляется здесь в таком виде.

Учитывая происшествие на Трёх геологах, все пряжечные крепления катамарана подстраховали верёвками. Вышли в час. Вода, поднявшаяся после дождя первого числа, уже начала немного спадать. Да и не так уж страшно она поднялась по Мишиной оценке,- немного выше здешнего среднего уровня.
Все существенные пороги здесь именованные, названия используются в лоциях по сплаву.
Первым порогом на сегодня был "Пронеси Господи-1". Разведка и прохождение были в два этапа.

Шиверы на подходе прошли левым берегом.

Затем перешли на правый берег, опять разведка.
Справа в этом каскаде порога был котёл (водяная воронка с засасывающим эффектом). Мы успешно обошли его слева и высадились опять на правом берегу. Я прошёл назад, чтобы снять порог.

Следующий порог Каландаришвили. Назван в честь известного революционера, который когда-то прятался в здешних местах. Разведка показала спокойное состояние "революционного" порога. Прошли легко правым берегом.

Следующий порог Окинский долго разведывали. Он находится после левого поворота реки. На левый берег перед ним не высадишься, а справа большая дуга с завалами леса и широкой отмелью. Пришлось сквозь всё это пробираться.

Издалека не видать подробностей.
Приток по пути переходим.
Забрёл. Надо было ближе к лесу идти.

Солнце яркое, воду не разглядеть.

Но в конце отмели что-то булькает…

Ах, вот оно что!

А дальше - спокойная осенняя идиллия.

План таков. Прижимаемся к камням отмели левого берега и проходим узкой "канализацией" весь левый кошмар. Вернулись к катамарану и поплыли реализовывать намеченное.
Не вышло,- перестраховались. При заходе на порог справа слишком прижались к отмели, и нас затянуло течением на камни правого берега. Пришлось спешиться и протаскивать катамаран по протокам между валунами. Вышли на свободную воду уже за порогом.
В любом случае, это лучше, чем кильнуться на пороге.

Следующий порог Бурятский. Перед ним река раздваивается на два рукава, после него идёт слияние. Порог находится в правом рукаве. Михаил охарактеризовал этот порог, как самый коварный, и мы попросту пошли в левый рукав, даже не разведывая правый.

Тут просто сказка…
А вершины гор в снегу.

Наш рукав свернул направо и пошёл впадать в левый через мелководье с большими валунами. Мы спешились, немного подтолкнули катамаран сквозь камни, и едва успели заскочить на него. Сильные потоки закрутили и понесли катамаран, мы просто держались, управлять не было необходимости. Нас вынесло в спокойную воду основного русла далеко за Бурятским порогом. Михаил сказал, что в таких случаях главное не отпустить катамаран. Бывало, напарники понадеются друг на друга, катамаран выдёргивает из рук и уносит вниз по течению . Ищи его потом…

После этого Михаил объявил привал с рыбалкой. Я, было, обратился к нему с просьбой не тратить уже время на рыбалку, чтобы успеть добраться до Верхнеокинска хотя бы к вечеру запланированного 6-го сентября. Объяснил, что у меня отец с больным сердцем, ему волноваться нельзя, отзвониться бы вовремя… Предполагалось, что в Верхнеокинске есть сотовая связь.
Но Михаила моя просьба возмутила. Он сказал, что раньше седьмого числа мы никак не успеваем, поэтому экономить на рыбалке он не видит смысла. Ниже ущелья рыбы не будет, она вся под порогами, а он пошёл в этот поход только из-за рыбалки. Периодически делал попытки порыбачить ближайшие два дня. Поймал одного ленка, привёз домой угостить своих родителей.
Я замолчал: он - хозяин положения. Принцип "делай всё возможное, тогда в невозможном тебе помогут" другому человеку объяснить сложно.

Обед ни в один день мы не делали, брали с собой утренний чай и перекусывали сухим пайком. Сегодня это колбаса с хлебом.

Фото с разведок и перекуров. Какой-то порог.
Просто гора напротив.
Здесь была медведица с медвежонком.

До конца дня прошли ещё три порога согласно лоции.
"Пронеси господи-2" мы, практически, не заметили, он сошёл за простую шиверу.
Порог Безымянный прошли по центру, да ещё боком. Он почему-то отсутствует в лоциях Орха-Бома, но есть в реальности. Потому и Безымянный. Здесь не удался манёвр, не успели повернуть катамаран и прижаться к краю. Зашли в крутой вал левой стороной и основательно наклонились вправо. Когда вышли на берег, Михаил сказал мне:
- Ну, ты стал крутым сплавщиком! Мы же были близки к перевороту. А ты и глазом не моргнул!
Я развёл руками: - Так, кабы я это знал, так и испугался бы! Это ты опытный, всё видишь и оцениваешь. А я, простая душа, и не знаю, чего здесь бояться надо…
Посмеялись…
Группу препятствий Ары Бурье, растянувшуюся на полтора километра, прошли спокойно, все шиверы обычные.

Стали на стоянку рано, в 19-10, дойдя до впадения в Оку реки Харагол. За местом впадения находится порог Харагольский-1, Михаил не планировал проходить его вечером, видимость хуже.
Место с воды приметное, на берегу походная баня из жердей и полиэтилена, выше в гору - популярное лагерное место. Оборудованная стоянка, на деревьях висит много знаков от проходивших здесь групп с различных городов.
Во время разведок мы набрали грибов: опята, пара рыжиков и подосиновик. И курильский чай. Сегодня масло на жарку грибов добываем из консервированной сайры. Гарнир опять гречка. Сухари.

Когда мы в Иркутске беседовали с киевлянами, Шелехов сказал, что у него 4-го сентября будет день рождения. Мы с Мишей везли ему в подарок бутылку хорошего коньяка.
Сегодня четвёртое. Открыли коньяк, выпили за здоровье именинника. А также за успешное прохождение сегодняшних порогов, и за новичка меня, получившего боевое крещение.