[Главная] [Зангисан-2019] Главы [ 1 ][ 2 ][ 3 ][ 4 ][ 5 ][ 6 ][ 7 ]

Глава 1. Начало

Звоню я в декабре Виктору Шеру и интересуюсь его походными планами на новогодние каникулы.
- Меня позвали в поход, организуемый Сергеем Воробьёвым. Знаешь его?
- Нет, слышал только о нём, кажется, от Коли Москвитина. Он, вроде, пишет про всех вас книги о походах.
- Коля тоже идёт. Если хочешь присоединиться, дам телефон Серёжи.
- Давай.

Так я оказался в практически новой для меня команде. В новых группах не только знакомишься с новыми людьми, но и с новыми для тебя, отличными от привычных, принципами походных подробностей, снаряжением, технологиями походной жизни и передвижения и т.п. Естественно, обогащается опыт. Помнится, ещё несколько лет назад Николай сказал мне, что надо ходить с разными группами, разными руководителями, тогда увеличиваются степени свободы в выборе и возможностях попасть в поход.

В составе группы предполагалось 9 человек, но ближе к дате выхода двое мужчин выбыло по разным причинам. Обычное дело, состав в последний момент всегда корректируется. Правда, половое соотношение 4:3 уже критично к носимому грузу, всегда стараются иметь значительный перевес в мужской части состава. Но в данном случае не страшно, этот поход короткий, и зимой часть веса едет за тобой на верёвке.
В качестве волокуш было предложено взять с собой "хрюши" из пластиковых 10-ти литровых бутылок с вырезанным дном. Коля взял сшитый из баннерной ткани узкий длинный мешок. У меня была большая пластиковая банка с закручивающейся крышкой. На пробу. Я раньше ходил с волокушей из саней, здесь меня сразу предупредили, что сани непригодны - будут переворачиваться, возни больше. Хотя сейчас я думаю, что по реке как раз сани шли бы устойчиво, а лесной части у нас было мало.
Лыжи в зимних походах, опять же, я ранее использовал лишь как снегоступы, - обвязанные верёвками для подъёма в горы по снегу. Нынче же Николай сразу предупредил меня, что лыжный поход будет без верёвок. Это предполагало для меня заведомые трудности, поскольку опыта скользить на широких деревянных лыжах под грузом я не имел.

Старт был назначен на 9 утра с иркутского ж/д вокзала. Выехали на полчаса позже, поскольку опаздывал сам предводитель, - добирался издалека с пригорода с пересадками.
С утра морозило, под тридцатник. Когда сделали остановку за Култуком, ветер с Байкала продувал насквозь, обнадёживало то, что мы убегаем от ветра со скоростью микроавтобуса.
Из разговоров в пути делаю вывод, что все прочие участники группы знакомы между собой. Сергей, Николай и Виктор - многолетние друзья-походники, каждый является опытным руководителем тургрупп. Каждая из дам ранее участвовала в походах, как минимум, с кем-то из них. Света, как я понял, в юности была ученицей Москвитина по туризму-скалолазанью. Лена работает, как и муж Светланы, в МЧС и активно ходит в походы. Катя тоже опытная походница.

В начале второго мы переехали мостик через Малый Зангисан, здесь и выходим. Сотовой связи нет, договариваемся с водителем о встрече здесь же 8-го января с часу до двух дня.

Переходим дорогу, надеваем лыжи и идем по неглубокому снегу лесной дороги. Вначале дорога проходит мимо какого-то огороженного колючей проволокой поля с домиками, потом уходит в лес.

Первый лесной обед. Топим снег, варим пельмешки.При обсуждении меню выяснился новый для меня нюанс организации в данной группе. Перед походом Москвитин диктовал каждому раскладку продуктов, которые надо взять с собой, я в точности реализовал надиктованный список. Сейчас же оказалось, что это были "основные" продукты, кроме которых каждому нужно было "по умолчанию" взять ряд мелочей типа булка хлеба, чай, специи, какие-то перекусы. Дежурный готовит еду целиком из своей части продуктов. Ранее я участвовал в походах групп, где централизованно закупался весь объём провизии, потом раскидывался по весу вместе с общественным бутором. Для Коли же его принцип раскладки продуктов был настолько естественным, что он сильно удивился отсутствию у меня, у Светы и ещё у кого-то из участников, продуктов "по умолчанию". Вывод простой - в новой для тебя команде надо не стесняться выспрашивать подробно обо всём, неизвестно, на какие нюансы наткнёшься. Ну, а пока, раскладка готовилась на 9 человек, пошло 7, так что еды у нас было навалом и без этих булок, ещё и сухари не все съели.

Здесь Виктор держит в руке ситечко, которое он специально сделал для вынимания всплывающего мусора из котлов. У этого ситечка забавная история. Через несколько мгновений после этого фотографирования оно исчезло. Поиски в снегу результата не дали, Виктор заметно расстроился, народ весело посокрушался, дескать, как же мы теперь без ситечка в поход идём, пошли дальше.
Тем не менее, уже на обратном пути, мы специально свернули с дороги к месту первого обеда, и девочкам удалось найти потерю в костре. Снимок этого радостного события можно увидеть в конце повествования.

Лесная дорога через некоторое время кончилась, и мы спустились на реку. Здесь, в низовьях, лежит неглубокий снег, идти на лыжах пока нетрудно.

В пять вечера начинает заметно темнеть, поднялись в лес, где и остановились на ночлег.
Надо отметить отличную слаженность действий нашей команды по постановке лагеря. Пока Николай ставит палатку, стремительно вырастает куча натасканного сушняка, вжикает пила, нарезая дрова для печки, и вот, уже кипит в котлах вода, а народ зовут в палатку стелиться. Дамы успевали везде и одновременно - сбор дров, распиловка-рубка, помощь Коле в установке палатки и дежурному в приготовлении ужина.

Методика ночёвки здесь также оказалась отличной от привычной мне ранее.
Читатели моих предыдущих фотоповестей знают, что на ночь обычно организовывались равномерные поочередные дежурства, обычно по часу с хвостиком, и печь в палатке топилась всю ночь. В этой группе топят печь до отхода всех ко сну, потом всё выстывает до утра, утром дежурный затапливает печь и поддерживает её до приготовления завтрака на костре. Таким образом, народ вылезает из спальников к принесённому дежурным завтраку уже в тёплой палатке. Ну, а среди ночи бегаешь по-спартански, коли приспичит. Дров в этой методике требуется меньше, но дискомфорта для сна больше. В какие-то ночи я вначале мёрз, потом как-то угревался, в какие-то было тепло всю ночь. Во всяком случае, вставая ночью, я предпочитал не лениться затапливать потухшую печь, она очень быстро согревала воздух в палатке. Колина палатка довольно просторная, мимо сидящего у печи дежурного можно свободно просочиться к выходу или сесть рядом. Лежащие располагаются головой к печи, в ногах хватает места отодвинуться от обмерзающей стенки палатки и отгородить от неё низ спальника рюкзаком. На центральный кол здесь разрешается вешать обувь, предварительно очищенную от снега и льда, поэтому утром надеваешь тёплые ботинки. Вдоль потолка располагаются верёвки, на которые с помощью английских булавок подвешиваются мелкие элементы одежды. Фотоаппараты тоже вешали на кол.
Николай любит ставить в палатке зажжённую свечку, даже включает свечу в раскладку каждому. Свечи придают помещению своего рода походный уют. В этом походе они зажигались не часто, поскольку у Виктора был с собой для освещения палатки самодельный подвесной фонарик с ёмким аккумулятором.