[Главная] [Все на лыжи!]

Слюдянка - хребет Комаринский - Слюдянка

16 февраля 2008г.

Собственно маршрут, детально в цифрах, с графиком высот, описан Вячеславом Петухиным на его замечательном сайте "Природа Байкала". Я пользуюсь здесь тамошними числовыми данными.

Этот маршрут, в отличие от большинства других, представленных на моём сайте, уже не относится к разряду семейных лыжных прогулок по лесу. Это горный туристический маршрут для физически подготовленных, опытных лыжников. С затяжными выматывающими подьёмами и крутыми спусками. Общая длина маршрута около 42 км., общий перепад высоты - 1110 м.
Я, конечно, отдавал себе отчёт в том, что совершенно не соответствую этому уровню, ни по физ.подготовке, ни по лыжной технике. Но... если нельзя, но очень хочется, то можно!

Спутниками моими были Сергей, благодаря инициативе которого, я и попал на Комар, его сестра Марина и её подруга Татьяна. Обе женщины - опытные подготовленные туристки и лыжницы, бодро идущие в гору и лихо проходящие повороты на спусках. На маршруте дамы убегали вперёд, дожидаясь нас на очередном привале, а Сергей "пас" меня, пыхтящего позади планеты всей.
В 9 утра мы стали на лыжню, в 9 вечера я ступил на улицы Слюдянки, будучи обойдён за прошедшие 12 часов всеми группами того дня.

Однодневный поход на Комар действительно оказался на пределе моих личных возможностей, с растянутыми связками, судорогами в перенагруженных ногах и ушибами от падений кувырком на поворотах. Но, вэйз мир, Париж стоит мессы! Это вовсе не высокая цена за наслаждение любоваться с очередной, достигнутой тобою, точки обзора на величественные заснеженные хребты Хамар-Дабана.

Итак...

До Слюдянки мы доехали на автомобиле, который, за небольшую плату, оставили в усадьбе частного минералогического музея.
В принципе, здесь предоставляются услуги турбазы с проживанием, баней и т.п. Слева на фото выходят из машины мои попутчики, справа - очень уютный и тёплый благоустроенный домик с несколькими комнатами, куда нас, усталых и подмёрзших, пустили переодеться по возвращению.

В паре сотен метрах от музея встаём на лыжню вдоль речки Слюдянка.
Первые 14-15 километров будем двигаться либо по речке, либо по дороге вдоль речки с постепенным набором высоты.
Вон, какая забавная округлая пумпочка на хребте, жаль, ветви закрывают. Солнце уже осветило вершины. Но внизу ещё пасмурно и... брр... пальцы примерзают к фотоаппарату!

В нескольких местах приходится переходить наледи. Хм-м... хорошо, что сейчас февраль, пожалуй что в марте здесь будет изрядно хлюпать под ногами.

Впрочем, во многих местах по ходу есть мостики. Например, вот такие.

Смотри-ка, не смирил мороз речку, бурлит водичка!

На девятом километре маршрута дорога приходит к группе домов. Эдакое придорожное кафе-турбаза.
Народ дружно наносит на подследники тормозящую мазь, уже стёршуюся на подьёме сюда.
Местная собачка, одна из двух, подбежавших к нам в ожидании угощения. Ещё один местный обитатель - новогодний снеговичок.

После кафе дорога постепенно переходит в тропу. Набираем высоту, кидая взгляды назад, ...

... успевая обращать внимание на забавного снежного человечка, повисшего на ветке,
или цепочку заячьих следов в стороне.

Первый привал - Падь Горелая или Горелая поляна. Пятнашку отмотали.

Сопка прямо по курсу. Если идти прямо и налево, придёшь на метеостанцию. Мы почти сразу сворачиваем направо, продолжив подьём по правому краю распадка.

Сразу после поворота начинается крутой подьём. В довольно глубоком снегу пробита узкая тропа, ни лыжи ёлочкой расставить, ни на палки опереться.
Переходим к пешему туризму. Отсюда до выхода на хребет - самая тяжёлая часть маршрута.

Начинаются красоты видов сверху.
Далёкая белая вершинка на снимке слева - пик Черского.

Комбинируя пеший и лыжный туризм, добрались до очень красивого места.
Лунная поляна.
Выше по курсу проходим молодой ельничек в аналогичном снежном обрамлении.
Взгляд назад.

Подьём по распадку окончен.
Видимая на снимке
поперечная трасса, на которой стоят мои спутники, идёт по верху Комаринского хребта. Нам направо.

Поначалу трасса набирает высоту относительно плавно,

затем крутым серпантином поднимается к самой высокой точке нашего маршрута - первой обзорной площадке.

Во-он оттуда выбираешься ->

Привал вблизи первой обзорки.
Если на Горелой поляне я ещё застал пару групп лыжников, то здесь, к моменту моего выползания наверх, трогались с места последние, отдохнувшие весьма неспешно.
Нам достался в наследство разведённый костёр.

Вид с первой обзорки, в полусотне метров от костровища.
Это самая высокая точка маршрут
а - 1590 м.

Начинается сброс высоты. Плавные поначалу спуски переходят в более крутые.
На протяжении 11 км. до второй обзорки теряем 333 м. высоты, поднимаясь в конце на 53 м.
На непродолжительных ровных участках успеваешь сфотографировать горный пейзаж...

...Затем вновь, набирая скорость, скажем, вот с такого склона,

... влетаешь в неожиданный поворот.
На приличной скорости такой угол достаточен, чтобы полететь кубарем.

Бикицер, для предотвращения травм лучше не выпендриваться, а падать сознательно и заранее - для сброса скорости. Большей частью мне это удавалось... за исключением пары-тройки случаев. В итоге маршрута, я насчитал 11 своих падений. Среди которых штуки три было неожиданных, одно просто на ровном месте от усталости, остальные - запланированные торможения. В результате, обошлось, практически, без травм. Это победа, товарищи!

Этот парнишка из Слюдянки догнал меня с вопросом, далеко ли ещё до конца маршрута. Оказалось, он пошёл прогуляться на пару часов до того кафе-турбазы, имея при себе лишь маленькую бутылочку с водой.Там встретил запоздалую группу из Шелехова, собравшуюся на Комар, и, простая душа, увязался за ними, не зная маршрута. Шелеховцы засели у костра на первой обзорке, а парень, торопясь домой, пошёл один. К моменту нашей встречи сильно переживал, что его обыскались дома. От нас уже не убегал, так вместе и дошли.

До второй обзорной площадки я добрался уже около шести вечера. Ей предшествовал километровый набор 53 метров высоты, который дался мне очень тяжело. Сказались и накопившаяся усталость, и растянутая при неудачном падении подколенная связка. Тем не менее, выкарабкавшись, я тут же приободрился и прошёлся по поперечной тропинке с фотоаппаратом. За что боролись-то!
Виды оттуда:

Так виден со второй обзорки пик Черского.

После второй обзорки стало резко темнеть, уже не пофотографируешь. Около семи вечера я включил налобный фонарь. До завершающего спуск серпантина предстояло пройти около десятка километров трассы с потерей более трёхсот метров высоты.
БОльшая часть была пройдена на лыжах. В конце же, за несколько сот метров до начала серпантина, наклон трассы увеличился, стало очевидно, что в темноте могу влететь в неприятности. Снял лыжи, похромал пешком. Ну, а сам серпантин я и при свете бы не прошёл, - это для спортсменов.
Очень красивую картину представляли собою открывшиеся огни Слюдянки. Всё увеличивающееся поле мерцающих огоньков по мере продвижения...
На отвороте от серпантина тропы, завершающей спуск, меня ожидали мои терпеливые спутники. Затем был резкий сброс последнего полукилометра высоты по крутой и скользкой лесной тропе.
В девять вечера я ступил на ровную надёжную поверхность городской улицы. 12 часов зимнего похода - мой личный рекорд!
P.S. Пока делал эту страничку, понял, что обязательно повторю этот маршрут, если позволит здоровье. Горы... это ж такая зараза... :)